Перейти к содержимому


Артемий Лебедев.


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
В этой теме нет ответов

#1 Е. Мерзляков

Е. Мерзляков

    ветеран

  • гл.адм.
  • PipPipPipPip
  • 10 750 сообщений

Отправлено 30 Январь 2008 - 22:17

Артемий Лебедев.
Профессиональный сноб, ленивый, но честный.

Публикуется с любезного разрешения журнала Uniqum. Оригинальную статью вы можете найти в Uniqum №4 (4) Декабрь 2007, под заголовком "Лебединая песня". Фотоматериал - эксклюзивно на Designer.kz

Текст © Андрей Съедин. Фото © Елена Гендриксон.

Артемий Лебедев – чудо-дизайнер из Москвы, чье имя давно уже стало синонимом слова ”качество”. В эксклюзивном интервью Uniqum Тема немного ворчал, немного грубил: то есть осознанно вел себя, как профессиональный сноб. Но в целом отвечал на вопросы честно, хоть и лениво.

Изображение

Евангелия не будет

Знаю, что в вашей студии вы работаете и с заказчиками из Казахстана, в частности – с одним из наших операторов сотовой связи.
На данный момент есть несколько проектов – это не первый заказ. И не последний. Пока результат увидеть нельзя, потому что на сайте в разделе ”Портфолио” мы публикуем только законченные работы.

По какому принципу устроена работа в вашей студии?
Работают все молодые, талантливые, общим числом более 200 человек. Основная база в Москве.

Но ведь есть еще филиалы в Киеве, в Риге.
Да, мы приехали в Ригу, нам понравился город, мы решили открыть представительство. В Киеве то же самое. Если город имеет свою атмосферу – значит, работать в нем будет легко.

Можно ли рассматривать вариант, что в ближайшее время в Алматы появится филиал студии Лебедева?
Если правильно сложатся обстоятельства, то да. Мне интересно открывать отделение или филиал там, где я смогу обеспечить студии достаточное количество работы. А открывать просто для количества – таких ошибок я больше не совершаю. Хватило Риги. Мы увидели там роскошную двухэтажную мансарду в самом центре старого города. Сняли ее в аренду, просто для личного оттяга. А потом стали под это представительство собирать заказы. Это не оправдало себя. Надо все же с главного начинать.

В работе студии масса направлений  web-дизайн, интерьеры, промышленный дизайн. На что тратятся основные силы?
На все. Все направления основные.

Но ведь не все проекты промышленного дизайна воплощаются в жизнь?
Часть воплощается, а часть остается как концепты, как идеи.

Вы бросили университет на втором курсе. Выходит, что высшее образование – вещь не обязательная?
Теперь мне оно уже не нужно.

А в целом нужно?
А в целом зависит от того, что за специальность. Я учился на факультете журналистики, на рекламном отделении (потому что там был самый низкий проходной балл). Если журналист, то учиться необязательно: достаточно, если у человека есть природный дар и желание двигаться, расти. Если хочешь быть врачом – ты обязан учиться. Врач, инженер и, возможно, юрист должны получить высшее образование, потому что их профессии – сфера повышенной ответственности. Об этом им в университетах и рассказывают. А журналисту и художнику ничего не объясняют – только мозги портят. Но по поводу высшего образования я ни секунды не переживаю. Потому что лет через пять-шесть после того, как я бросил универ и начал работать, я встретил декана своего родного факультета, который мне предложил преподавать. И в течение целого семестра я на своем родном журфаке читал студентам лекции, ставил отметки в зачетках. Я был единственным преподавателем МГУ без высшего образования. Это и есть мой диплом. Ради этого стоило бросать – не каждого человека, который бросил университет, зовут туда же преподавать.

Где вы учились дизайну?
В работе.

В каких еще ипостасях вы себя попробовали?
Дизайн – это не настолько скучная профессия, чтобы пытаться увлечься чем-то еще. Все, к чему душа рвется, можно сделать частью дизайна, частью этого занятия.

А как вы относитесь к мастер-классам, обучающим семинарам?
Это все очень полезно. Если ты находишься в поиске ответов на какие-то вопросы, тогда тебе это сильно помогает. А если ты всего лишь научился открывать и закрывать Corel Draw и уже думаешь, что профессионал, то любая лекция окажется бесполезной.

На сайте вашей студии в разделе ”Ководство” периодически появляются краткие лаконичные афоризмы, вроде  ”Маркетинга не существует”. Не возникало желание написать что-нибудь типа  ”Евангелие от Артемия”  или  ”Мудрость жизни по Лебедеву”?
Не возникало. Если ты хороший дизайнер, незачем стремиться в плохие писатели.

Борьба кусочков

Я поковырялся в ваших личных предпочтениях, подробно описанных на вашей домашней страничке, возник вопрос: отчего ж вы так любите знаменитый русский мат, в особенности слово из трех букв?
Потому что это табу, причем самое популярное. Поэтому и люблю. Бывают люди, которые любят Микки Мауса, или, например, чтобы в ванной плавали розовые игрушки. Причем знают, что это – абсолютно максимальный китч, но именно за это и любят. У меня примерно так же. Это не имеет никакого отношения к физиологии, то есть к самому предмету, о котором идет речь. А звучит сочно! Да еще и произносить вслух не принято. А поскольку нельзя, я обязательно должен это сделать.

А за что вы не любите Петросяна?
Как и все: я не люблю его за тупость. И за то, что не смешно.

Это случаем не вы были инициатором митинга против этого комика?
Нет, я ни в каких митингах никогда не участвую.

А какие фильмы вам нравятся?
С бюджетом не меньше 10 миллионов долларов. Авторское кино – бессмысленный жанр. Почему кто-то должен оттягиваться за мой счет? Я считаю, что кино должно быть таким, чтобы мне было не жалко денег на билет и поп-корн. Кино – технологический жанр. И относиться к нему как к явлению художественному или психологическому я просто не могу. Если я этого ищу, я покупаю книжку или иду в театр – туда, где есть живые эмоции. А в кино, где чувства растиражированы, где поцелуй с тринадцатого дубля снимается, я не готов все это всерьез воспринимать. Кино – это борьба кусочков, которые становятся достижениями киноиндустрии и ведут к прогрессу. В каждом блокбастере есть сцена, которая является шагом вперед.

Выходит, что и кино вы чаще оцениваете с дизайнерской точки зрения, нежели как простой потребитель?
Естественно, я пытаюсь встать на место создателя фильма. Ищу сцены, которые оказываются сильнее моего ожидания, моего восприятия действительности. Вот, например,  ”Матрицу 2”  стоит смотреть три часа только ради сцены столкновения грузовиков: эта сцена всем нос утирает. Думаю, что до сих пор авторы-продюсеры других фильмов сидят и думают: чего бы сообразить покруче?

Наполеон и Парфенон.

Расскажите о ваших встречах с президентом Путиным?
Ничего особенного, о чем можно было бы постоянно вспоминать, там не было. Первый раз это произошло в рамках встречи с интернет-общественностью (там интернетчиков было человек тридцать и среди них я один – дизайнер). Вторая встреча была на конкурсе президентского сайта: я входил в состав жюри. В общем, происходило все то, что могло бы происходить с любым другим человеком. Это не с Папой Римским встретиться.

А хотелось бы?
Если честно, нет. Я не уверен, что знаю, о чем с ним разговаривать.

А с кем бы хотелось встретиться, но пока еще не довелось?
С кем хотелось, с тем встретился.

География ваших путешествий просто огромна. Какая из стран запомнилась больше?
Гренландия. Своей безбашенностью, просторами и малой заселенностью. Ну и айсбергами, естественно. А из городов Эдинбург запомнился: абсолютно сумасшедший город. В нем есть все, абсолютно все. И все очень странное и непонятное. И тем привлекательное.

Совпадает с тем, что описывает в своих книгах Ирвин Уэлш?
Он, конечно, знает все это гораздо глубже – что, собственно, не помешало моему восприятию. Он рассказывает о трущобах, о той самой настоящей жизни, которую не видят туристы. А я был там всего два дня. Самое большое впечатление произвел недостроенный монумент: они решили в честь какой-то очередной годовщины победы над Наполеоном построить памятник в виде копии Парфенона из Афин. Собрали денег, начали строить, поставили двенадцать колонн, и… деньги закончились. То есть они даже до развалин Парфенона не дотянули. Абсолютно гениально!

То есть средства так и не нашли и достраивать не собираются?
Нет, сейчас этот памятник остался в том виде, в недостроенном. Но теперь уже столько лет прошло, что он сам по себе стал исторической ценностью.

Как, по-вашему, выглядит рай?
С точки зрения дизайна?

Возможно и так.
Мне кажется, что лучший образ рая был представлен в фильме  ”Куда приводят мечты”.

То есть это совпадает с вашими представлениями о самом безоблачном  месте во Вселенной?
Да, я увидел именно то, что хотел.

Декабрь 2005


Он говорит о себе
  • 17 лет я работаю по 12-15 часов в сутки без праздников и выходных.
  • В 1993 году первым в России я начал профессионально проектировать и оформлять графические интерфейсы. В 1995 году первым в России стал профессионально оформлять сайты в Интернете, основал студию WebDesign. В 1998 году студия переименовалась в  ”Студию Артемия Лебедева”. В 2001 году моя студия стала фактически первой компанией, начавшей серьезно заниматься промышленным дизайном. За эти 13 лет выступал дизайнером и арт-директором более 500 работ, среди которых фирменные стили, книги, журналы, знаки, логотипы, графические и физические интерфейсы, сайты, объекты промдизайна и промграфики, витрины, интерьеры, экстерьеры, фокстерьеры, бультерьеры.
  • В студию я не приглашаю тех, кто работает хуже меня.
  • Я ворчливый, злой, мрачный, циничный, нетерпимый, придирчивый и раздражительный. Не выношу посредственность, непрофессионализм, безграмотность и тупость. Могу убить, если вместо тире ставят дефис.
  • Я собираю коллекции всего, что встретилось мне больше одного раза. Урны, дорожные знаки, глупости, логотипы, словари, книги о шрифтах и книгах, исторические факты и так далее. Некоторые коллекции превращаются в проекты: например, я делаю сайт про московское метро и составляю самый полный словарь русских сокращений.
  • Я занимаюсь коммерческим, прагматичным, расчетливым дизайном. Я привык делать вещи, которые работают. Я не признаю дизайна ради дизайна. Все самые интересные решения появляются в результате работы над реальными проблемами, а не в результате создания произведений типа ”мой волшебный сон”.
  • Среди моих хороших друзей много владельцев самых разных компаний. Почти со всеми знакомство начиналось с обмена визитками и моей фразы: ”Ваша визитка говно”.

Изображение

© Uniqum 2008, © Designer.kz 2008

Обсудить статью





Поиск работы в Казахстане